Подготовка отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

Российское законодательство предусматривает обязательное составление финансовой отчетности по МСФО следующими компаниями (ст.2 Федерального закона РФ «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27.07.2010):


  • кредитные фирмы,
  • страховые компании (за минусом страховых медицинских предприятий, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования),
  • негосударственные пенсионные фонды,
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговые предприятия,
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации,
  • другие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

 

Для составления финансовой отчетности по МСФО компании обычно используют один из двух способов:

  • Параллельное ведение учета,
  • Трансформация отчетов (из РСБУ в МСФО).

При этом, наиболее распространенным способом является трансформация отчетности подготовленной по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ).

Трансформация отчетности

Трансформация отчетности проводится после завершения отчетного периода и представляет собой четкую последовательность необходимых и достаточных операций для приведения бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по РСБУ, в формат МСФО.

Трансформация отчетности, составленной по РСБУ, обычно включает в себя следующие этапы:

  • классификацию статей российской отчетности и отдельных хозяйственных операций на основе требований МСФО,
  • подготовку проекта баланса,
  • корректировку показателей российской отчетности,
  • составление отчетности по МСФО на основе российской отчетности и соответствующих корректировок.

Параллельное ведение учета

Основными преимуществами параллельного ведения учета являются корректность, достоверность данных и оперативность их подготовки. Составление отчетности по МСФО осуществляется практически одновременно с формированием аналогичных отчетов, регистрацией транзакций по РСБУ. При этом информация может быть сопоставлена, что повышает ее точность.

При этом, реализация параллельного учета требует использования передовых информационных технологий, наличия развитой IT-инфраструктуры и определенного штата специалистов. Необходимы значительные денежные и временные затраты на разработку и внедрение специализированной информационной ERP-системы, обучение ее пользователей, техническое сопровождение. Возрастают затраты на содержание специализированных кадров.

Консолидация отчетности

Консолидация включает в себя трансформацию отчетности каждой отдельной компании в составе группы, а также ряд дополнительных процедур:

  • адаптация различных учетных систем к единой учетной политике,
  • перенос информации с различных счетов на единый рабочий план счетов,
  • исключение внутригрупповых оборотов,
  • расчет чистой стоимости инвестиций в дочерние и ассоциированные компании,
  • оценка гудвилла и определение доли неконтролирующих акционеров,
  • формирование финансовой отчетности и пояснений к ней.