Обзор изменений законодательства представляют специалисты ГК ГНК. В 2018 г. налог на движимое имущество все-таки передали регионам; вводится НДС на отдельные группы товаров; определено, как организации будут производить пересчет иностранной валюты с 2019 г.; резидентам Калининградской ОЭЗ предоставляют больше льгот и другие нововведения, которые ждут нас в ближайшие два года.


НДС в наступившем году

Изменения внесены Федеральным законом от 27.11.17 № 335-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ-335) Часть нововведений вступила в силу с момента публикации ФЗ, часть начала действовать с 1 января 2018 года, часть будет действовать с 1 января 2019 г. О них – ниже.

Сегодня операции по по реализации лома и отходов черных и цветных металлов освобождены от НДС (пп.25 п.2 ст. 149 НК РФ). Но уже с 1 января 2018 г. эта льгота отменяется. Сумма НДС при реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна быть исчислена и уплачена в бюджет налоговыми агентами – покупателями этих товаров (подп. "б" п. 5 ст.2 ФЗ-335). Не имеет значения при этом, являются ли покупатели плательщиками НДС. Однако налоговые агенты, использующие общую систему налогообложения, вправе одновременно заявить и соответствующий вычет.

Не обязаны исчислять и уплачивать НДС только физические лица-не ИП.

Еще одно нововведение касается работающих на территории РФ иностранных организаций, реализующих свои услуги в электронной форме. Так, обязанность по

исчислению и уплате НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ,  организациям и ИП, состоящим на учете в налоговых органах, возлагается на иностранные компании (если обязанность по уплате НДС не возложена на налогового агента). Налоговые агенты здесь – российские организации и ИП, состоящие на учете в налоговых органах РФ и действующие на основании соответствующих договоров (поручения и пр.), а также иностранные организации.

При этом налоговыми агентами  не являются посредники, являющиеся субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе "О национальной платежной системе".

Налог на имущество возвращается

Тем же ФЗ-335 «возвращен» налог на движимое имущество: отсрочки передачи регионам права на установление льготы в отношении этого налога (или продления федеральной льготы) ждали, но не дождались. Таким образом, начиная с 1 января 2018 г. в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств в тех регионах РФ, где льгота по налогу не введена, компании должны будут уплачивать его по максимальной ставке 1,1%. С 2019 года максимальная ставка по налогу на движимое имущество увеличится вдвое - до 2,2%.

Согласно сведениям на 17 декабря 2017 г., льготу успели ввести только в 18 регионах РФ, причем Московская область в списках есть, а г. Москвы – нет. Остальным придется платить.

По общему правилу, движимым имуществом считается все, то, что не относится к недвижимости – автотранспортные средства, оборудование, деньги, ценные бумаги и пр. Освобождены от уплаты этого налога только плательщики УСН и ЕНВД (п. 2–3 ст. 346.11 НК РФ), поскольку платят налог на имущество в отношении недвижимости.

Однако тем же ФЗ-335 определено право регионов устанавливать дополнительные налоговые льготы, которые коснутся, во-первых, движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а, во-вторых, инновационного высокоэффективного оборудования. Определять, что является, например, высокоэффективным инновационным оборудованием, и какую именно льготу следует применять в случае его использования, регионы, видимо, будут самостоятельно: в новой редакции НК об этом не говорится.

Новое ПБУ 3/2006 вступит в действие с 2019 г.  

Положение по бухучету (ПБУ) 3/2006 регламентирует учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (утверждено приказом Минфина от 27.11.06 № 154н). Изменения в ПБУ были внесены Приказом Минфина России от 09.11.17 №180н (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 ноября 2017 г.)

ПБУ 3/2006 используется для:

  • определения рублевой стоимости активов или обязательств в иностранной валюте;
  • пересчета «валютных» активов и обязательств;
  • признания доходов и расходов по операциям в инвалюте,
  • учета курсовых разниц.

Изменения коснутся всех организаций, кроме кредитных и бюджетных. Кроме того, ПБУ с 2019 г. станут обязательными для головных организации при включении данных бухгалтерской отчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за рубежом, в сводную бухгалтерскую отчетность.

Напомним, что с 2017 г. все ПБУ имеют статус федеральных стандартов (Федеральный закон от 18.07.2017 N 160-ФЗ).

Минфин непосредственно разъяснил суть изменений в информационном сообщении “Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте от 12.12.2017 № ИС-учет-10. Так, министерство объявило, что основная цель изменений ПБУ — “совершенствование порядка отражения в бухгалтерской отчетности операций в иностранной валюте”.

 

Изменения следующие. 

  1. 1. Определен порядок пересчета иностранной валюты при отсутствии ее официального курса. Если ЦБ не устанавливает курс валюты к рублю, пересчет в рубли следует производить по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных Банком России.
  2. 2. Разъяснен порядок пересчета не предъявленной к оплате начисленной выручки. Так, выраженная в иностранной валюте не предъявленная к оплате начисленная выручка учитывается как отдельный актив и пересчитывается в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте. Уточнено, что при изменении валютного курса на каждую отчетную дату указанный актив:
  • в сумме полученного аванса (предоплаты) не пересчитывается в рубли;
  • в части, превышающей сумму полученного аванса (предоплаты), пересчитывается в рубли.
  1. 3. Определен порядок учета курсовых разниц при хеджировании валютных рисков. Курсовые разницы учитываются в особом порядке. курсовых разниц, связанных с активами и обязательствами, которые используются организацией с целью хеджирования валютных рисков. Организация может учитывать такие курсовые разницы в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности. Минфин напоминает, что способы ведения бухучета инструментов хеджирования валютных рисков и связанных с ними фактов хозяйственной жизни определены, в частности, в главе 6 «Учет хеджирования» МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (в редакции 2014 г).
  2. 4. Унифицирован порядок пересчета стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ. Пересчет средств в валюте (денежных знаков в кассе, на банковских счетах, денежных и платежных документов, ценных бумаг (за исключением акций), других средств в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю по состоянию на отчетную дату. С 1 января 2019 г. такой порядок распространяется также на вложения во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственные запасы, средства полученных и выданных авансов и предварительной оплаты и другие активы, не перечисленные в пункте 7 ПБУ 3/2006.
  3. 5. Уточнен порядок учета активов и обязательств, принадлежащих к сегменту, в котором основные операции осуществляются преимущественно в иностранной валюте. Если основные операции осуществляются преимущественно в иностранной валюте, то организация вправе применять установленный ПБУ 3/2006 порядок учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ, независимо от того, где она это делает – за рубежом или в России.

Обратите внимание, что новые правила вступят в силу только через год, с 1 января 2019 г.!

Больше льгот резидентам ОЭЗ в Калининградской области
Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" расширен перечень льгот для резидентов ОЭЗ в Калининградской области. По сос­то­янию на 1 ян­ва­ря 2017 го­да в еди­ный ре­естр ре­зи­ден­тов ОЭЗ в Ка­ли­нинг­радс­кой об­лас­ти вклю­че­но 126 ин­вес­ти­ци­он­ных про­ек­тов. Об­щий объ­ем за­яв­лен­ных ин­вес­ти­ций сос­тав­ля­ет по­ряд­ка 95,3 млрд руб­лей.

Льготы следующие.

Вводится НДС по ставке 0% для внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа (если пункт отправления или пункт назначения расположен в Калининградской области). Ранее этот показатель составлял 10%.

Устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для организаций-резидентов ОЭЗ при условии создания ими новых рабочих мест (тарифы на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%, на обязательное медицинское страхование - 0,1%).

Для организаций, получивших статус резидентов ОЭЗ в Калининградской области, уточняется порядок применения ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов. Также резиденты освобождаются от акцизов при совершении некоторых операций с подакцизными товарами.

Налогообложение выигрышей и игорного бизнеса
Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ" изменен порядок удержания НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей.
Так, налог не взимается с выигрышей, не превышающих 4000 рублей.

Если выигрыш составил от 4000 до 15000 руб., физлицо должно уплатить НДФЛ самостоятельно.  В случае, если выигрыш равен либо превысил 15000 руб., сумма налога исчисляется налоговым агентом – организацией, выплачивающей, либо передающей выигрыши.

Также определен новый порядок налогообложения объектов игорного бизнеса. Игровые столы, игровые автоматы, пункты приема ставок тотализатора и др. выделили в отдельные объекты налогообложения (ч. 1 ст. 366. НК РФ). Каждый объект необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту его нахождения. Налоговые ставки по каждому объекту устанавливаются законами субъектов РФ, однако ст. 369 НК РФ предусмотрены их пределы, например, за один игровой стол - от 50 000 до 250 000 рублей, за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - от 2 500 000 до 3 000 000 рублей. Если субъект ставки не определил, налог взимается исходя из минимальной обозначенной в ст. 369 НК РФ сумме за каждый объект.

Нововведения действуют с 1 января 2018 г.