Согласно ст. 2 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), подписанном странами-участницами 11 апреля 2017 г., документ вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур. 30 декабря 2017 г. договор был ратифицирован последней из пока не сделавших это стран - Киргизией, и с 1 января 2018 г. новый ТК вступил в силу.
Со вступлением в силу нового кодекса своё действие утратили Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и ряд иных международных договоров и норм, ранее регулировавших таможенные вопросы ЕАЭС. Это, например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза 2008 г., Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза 2010 г. и пр.
В Евразийской экономической комиссии заявляют, что новый кодекс призван облегчить жизнь бизнесу всех стран евразийской «пятерки», поскольку
правила прохождения таможни теперь полностью совпадают.
Первая особенность нового ТК ЕАЭС – единство таможенных правил для всех входящих в союз стран. Так, если “старый” ТК Таможенного союза во многом ссылался на национальное законодательство, то в новом ТК ЕАЭС предусмотрена максимальная унификация таможенных правил. Сегодня правила таможенного оформления в принципе одинаковы для всех предпринимателей и физлиц всех стран союза за счет сокращения т.н. «национального сегмента» правового регулирования. Однако не во всем. Так, например, организация системы управления рисками, речь о которой пойдет ниже, регулируется национальным законодательством стран-участниц.
Вторая отличительная черта – стремление сделать таможенный документооборот полностью электронным и автоматизированным. Автоматизированным будет также выпуск товара.
Новый ТК ЕАЭС включает в себя 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения. Применяется к отношениям, регламентируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу, а также к возникшим со дня его вступления в силу правам и обязанностям по ранее возникшим отношениям. Положения нового кодекса обладают приоритетом над иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право ЕАЭС (п.4 ст.1 ТК ЕАЭС). Не урегулированные международными договорами до момента вступления в силу ТК таможенные правоотношения регулируются законодательством государств – членов Союза (п.4 ст.1 ТК ЕАЭС).
Полная «оцифровка»
Большинство операций таможенного оформления теперь можно совершать удаленно - при наличии электронной цифровой подписи. Кодексом установлен безусловный приоритет электронной документации над «бумажными» документами. Например, если ТК Таможенного союза ТК ТС в ст. 179 предоставлял декларантам на выбор письменную и(или) электронную форму таможенной декларации, то в ст. 104 ТК ЕАЭС прямо сказано, что таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме, а в письменной – лишь допускается в отношении отдельных групп товаров либо в оговоренных случаях (в т.ч. по причине неисправности информационных систем).
Документация
Уменьшено количество предоставляемых вместе с декларацией документов. Это касается декларации на товары, транзитных деклараций, а также деклараций на транспортное средство (ТС). Например, согласно ст. 109 ТК ЕАЭС, “подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары” (исключая ситуацию с подачей декларации в “бумажном” виде).
Если необходимые документы или данные могут быть получены таможенными органами в рамках собственных информационных систем или систем взаимодействия госорганов, новый ТК (п. 2 ст. 80) разрешает заявителям их не предоставлять. Достаточно указать лишь сведения об этих документах.
Автоматический выпуск
Кроме того, принятие решений по каждой операции осуществляется в автоматическом режиме и тем самым обезличивается. Функционал принятия решений во многом возлагается на информационную систему таможенных органов (п.3 ст. 82, ст.ст. 118, 125, 310 ТК ЕАЭС). По словам министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукая Кадыркулова, все решения - начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение - будет принимать компьютер, а не таможенный инспектор. В случае, если стандартную проверку товар не прошел, сработает так называемая система управления рисками. Она же затребует от декларанта дополнительные документы.
Сроки и исправления декларации
Сокращены сроки выпуска товаров. Согласно ст. 119 ТК ЕАЭС, выпуск должен быть завершен таможенным органом в основном в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации. Ранее стандартный срок выпуска составлял «не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации».
Однако если, например, с участника ВЭД были затребованы дополнительные документы, декларация поступила в таможенный орган менее, чем за 4 часа до окончания рабочего дня, в нее не вносились изменения и пр., то этот срок может быть продлен – до «не позднее следующего рабочего дня», а в ряде случаев – и более одного дня (п.4 ст.119 ТК ЕАЭС). Кстати, по новым правилам предприниматели могут вносить изменения в уже поданную декларацию – до момента запроса система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра.
Отсрочка таможенных платежей
Отсрочка либо рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за это (1/360 от ставки рефинансирования (ключевой ставки, учетной ставки), которая устанавливается в стране таможенного выпуска), а также и без уплаты была предусмотрена и ТК ТС.
Аналогичные положения об отсрочке в отношении товаров, ввозимых для внутреннего потребления, содержатся и в ТК ЕАЭС (п.3 ст 58), однако кодекс таможенного союза содержал отсылочную норму к международному договору, в то время как ТК ЕАЭС в ст. 59 прямо оговаривает правила в отношении изменения сроков таможенных платежей.
В целом, предоставляются три вида рассрочек/отсрочек:
- на один месяц под обеспечение уплаты с уплатой процентов;
- на срок до полугода под обеспечение уплаты без уплаты процентов - в случае причинения плательщику ущерба из-за обстоятельств непреодолимой силы, задержки оплаты плательщиком госзаказа, при поставках по международным договорам с госучастием, при ввозе
ряда сельхозтоваров и при иных основаниях, определяемых Евразийской экономической комиссией; - на срок до полугода под обеспечение уплаты с уплатой процентов при ввозе на таможенную территорию Союза товаров для использования в промышленной переработке.
П.2. ст. 58 ТК установлено, что основания для изменения сроков уплаты налогов, а также условия и порядок их изменения устанавливаются законодательством государства-члена, в котором они уплачиваются.
Институт уполномоченного экономического оператора (УЭО)
Этот институт подвергся доработке (гл. 61 ТК ЕАЭС). УЭО – это юридическое лицо, включенное в специальный реестр, в силу чего обладающее низкорисковым статусом и пользующееся специальными упрощениями (фактически – льготами) на таможенной территории ЕАЭС (например, выпуск товаров до подачи декларации, непредоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и др.) В новом ТК значительно выросло количество упрощений для УЭО (ст. 437). Кроме того, расширился перечень юридических лиц, которые могут претендовать на статус УЭО (ст. 433 ТК ЕАЭС). Ранее операторами могли быть только экспортёры и импортеры.
Новые лимиты для физических лиц
Также новым ТК ЕАЭС предусмотрено постепенное снижение лимитов в отношении товаров, предназначенных для личного пользования. Рассмотрим на примере покупок в зарубежных интернет-магазинах. Сегодня лимиты для таких товаров составляют в Казахстане, Киргизии и России 1 тыс. евро, Армении —около 350 евро, Белоруссии — 22 евро. Планируется, что в 2018 г. лимит на товары для личного пользования составит 1000 евро и 31 кг в месяц, а уже в 2019 – 500 евро. В дальнейшем его снизят до 200 евро/31 кг для единичного международного отправления. За превышение стоимости или веса придется уплачивать госпошлину. Также с 1 января 2020 года будет уменьшены и пошлины за превышение лимитов – с 30% стоимости в части превышения в 2018-2019 гг. до 15% от стоимости в 2020 г. и далее. Однако при этом оговаривается, что страны-участницы ЕАЭС могут вводить дополнительные ограничения, снижающие нормы ввоза.
Лимит для товаров, ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта по-прежнему составит 10 000 евро/50 кг (проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования". Документ вступил в силу после официального опубликования Распоряжения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 145 9 ноября 2017 г.)
По информации Совета ТПП РФ по таможенной политике, ФТС России готова разъяснять российским участникам ВЭД применение норм нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Для этого при региональных таможенных управлениях и непосредственно на таможнях работают горячие линии. Работники линий консультируют граждан и юрлиц по телефону и электронной почте.