Что такое курортный сбор
Курортный сбор на нынешней территории РФ существовал еще во времена СССР. Например, закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» от 12.12.91 № 2018-1 утратил силу только в 2004 году. С тех пор “налога на отдых” в РФ не было. И вот с 2018 такой сбор введён вновь: президентское поручение было дано в 2016 году, в июле 2017 был подписан федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ “О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае”, а с 1 января 2018 он вступил в силу.
Понятие “курортный сбор” согласно этому закону - плата за пользование курортной инфраструктурой (ч.2 ст.1 ФЗ-214), а поступления от сбора направят на строительство, проектирование и ремонт объектов этой инфраструктуры (парков, скверов, пляжей, пешеходных зон и пр. - всего, что предназначено для обслуживания туристов, за исключением автодорог и коммунальных объектов). Оговорено, что перечень таких “курортных” объектов должен быть доступным и открытым, то есть любой человек может увидеть, на что пошли его деньги.
Установление размера сбора и порядка его взимания возложено на регионы: там должны быть местные законы. Они уже приняты. Это:
- Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ;
- Закон Ставропольского края от 08.12.2017 № 130-КЗ;
- Закон Республики Крым от 30.11.2017 № 435-ЗРК/2017;
- Закон от 01.11.2017 № 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае".
Правовой статус курортного сбора — это так называемые неналоговые платежи. Во-первых, такие платежи обязательны, но не включены в НК РФ. Во-вторых, доходы от сбора будут расходоваться в публичных интересах, а не обслуживать расходы органов государственной власти.
Кроме того, планируется, что курортный сбор включат в соответствующий реестр, что предусмотрено проектом федерального закона о неналоговых платежах. Сам реестр еще не создан, но это - дело времени.
Кто, где, сколько и как
Сколько стоит?
Ч. 4 ст. 5 214-ФЗ установлено, что в 2018 г. размер курортного сбора не может превышать 50 рублей (в день), а в дальнейшем, до 2022 г. — 100.
Эта сумма может также варьироваться в зависимости от сезона или времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения и других факторов. К тому же регионы вправе устанавливать и нулевую ставку сбора.
Общая сумма сбора подсчитывается как число дней проживания плательщика в объекте размещения х на ставку сбора (ч.1 ст. 8 214-ФЗ).
Сумма сбора в стоимость проживания не включается и учитывается отдельно. ВНИМАНИЕ: день заезда из формулы подсчета исключён.
Кто платит
Бремя плательщика курортного сбора закон возлагает на отдыхающих. Это любое совершеннолетнее физическое лицо, независимо от гражданства, которое останавливается в объекте размещения более 24 часов (ст. 6 закона).
Ст. 7 устанавливает освобождение для 19 категорий лиц, в числе которых - инвалиды, жители курортной местности, студенты, спортсмены и тренеры, прибывшие для участия в соревнованиях, малоимущие, люди, приезжающие за оказанием высокотехнологичной помощи и пр. Сбор уплачивается при выезде из гостиницы.
Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения (например, в Алтайском крае - не позднее 10 числа следующего месяца).
Кто считает и перечисляет
Как уже говорилось, сумма сбора в стоимость проживания не включается. Подсчитывают сбор, взимают его и перечисляют в бюджет региона операторы курортного сбора (ч.1 ст. 10 ФЗ-214). Они же обязаны отчитываться перед уполномоченными органами региона о взимании сбора. Как именно, пока не ясно, “нормативка” по этому поводу не принята.
Операторы курортного сбора, согласно ст. 3 214-ФЗ, - это юридические лица и ИП, оказывающие гостиничные услуги, услуги по временному размещению, а также предоставляющие в пользование жилые помещения.
То есть операторами являются не только гостиницы и санатории, а также, например, предприниматели, сдающие квартиры посуточно (если они зарегистрированы как ИП и этот вид деятельности является их основным).
Та же ст. 3 закона определяет, что объекты размещения должны быть индивидуально определены и пригодны для временного проживания. Конкретных критериев пригодности не установлено.
Пример. Семья из 4 человек, среди которых двое несовершеннолетних детей (не являются плательщиками), провела на территории Алтайского края 6 дней. Заезд осуществлён 10 мая 2018 г., выезд - 16 мая. Итого 6 дней, исключая день заезда. Курортный сбор равен 30 руб./сутки. 2х6х30 = 360 рублей.
Как учитывать и отчитываться
Сумма курортного сбора, взимаемая операторами с плательщиков курортного сбора, не связана с расчетами по оплате проживания последних в объектах размещения, - подтверждает ФНС в Письме от 12.04.2018 № СД-4-3/6986@). В том же письме разъясняется, как быть с налогом на прибыль оператора курортного сбора. Налоговики отмечают, что с взиманием сбора экономической выгоды у оператора не появляется, следовательно, не возникает объектов налогообложения по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, единому налогу при УСН.
Также указанные суммы не подлежат включению в налоговую базу операторов по НДС.
Бухгалтерам же “командировочных” следует учитывать курортный сбор отдельной строкой в авансовых отчетах сотрудников.
Проводка для отражения курортного сбора следующая: Дт 26 - Кт 71 - списан в расходы курортный сбор.
Еще раньше ФНС рассказала о применении при взимании курортного сбора ККТ - в Письме от 19 апреля 2018 г. N ЕД-4-20/7551. Применение контрольно-кассовой техники при взимании курортного сбора не требуется, - разъяснили налоговики: курортный сбор не является частью стоимости услуг по проживанию.
Что касается документа, подтверждающего факт оплаты, то оператор обязан выдать его плательщику. В случае наличных расчетов для этих целей подойдёт квитанция к приходному кассовому ордеру.
Планы на курортный сбор
Как прямо значится в тексте закона, введение курортного сбора - это эксперимент. Он закончится 21 декабря 2022 года, после чего будет проведена оценка нововведения и принято решение о том, стоит ли вводить сбор на территории всей страны.
Правительство рассчитывает на серьёзные поступления в бюджет: от 2 млрд за счёт Ставропольского края до более чем 16 — благодаря Крыму.
За рубежом систему курортного сбора успешно применяют уже много лет. Его ставка может составлять фиксированную сумму либо измеряться в процентах от стоимости проживания (или оба подхода комбинируются). В Марокко сбор привязан не к стоимости номера в отеле, а цене авиабилета.
Кстати, с 2020 года муниципальные образования смогут (после передачи им соответствующих полномочий регионом, участвующим в эксперименте) самостоятельно устанавливать на своей территории размер курортного сбора и определять категории льготников.
Региональные особенности
Согласно региональному закону от 1 ноября 2017 года № 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае" сбор введен на территории только одного муниципального образования — города Белокуриха. Его размер в 2018 г. - 30 рублей в сутки, в 2019-2022 гг. - 50 рублей.
Дополнительно к федеральному списку “льготников” в Алтайском крае в этот перечень включили “лиц, направляемых на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования”. То же самое исключение (плюс освобождение от сбора всех местных жителей) предусмотрено в Крыму. Там величину сбора “разбили” исходя из сезонности: в несезон он составит 0 рублей, в сезон - 10.
В Краснодарском крае и в Алтайском установили ответственность за неуплату сбора: штраф от 500 до 2000 руб. для отпускников и от 5 до 15 тыс. рублей — для оператора.
Самым дорогим курортный сбор станет в Ставропольском крае - 50 рублей.