Сегодня: аудиторы «раскалываются» и объединяются; скорректирован перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год; сколько «стоит» принять на работу дисквалифицированного руководителя; обновлен расчет по форме 6-НДФЛ; статус налогового резидента РФ можно подтвердить электронно; за неиндексацию зарплат, скорее всего, наложат максимальный штраф и другие новости в сфере аудита, трудовых отношений, бухучета и налогообложения в подборке новостей от ГК «ГНК».




Новости аудита

Среди аудиторов зреет раскол. Саморегулируемая организация (СРО) РСА подготовила обращение к президенту Владимиру Путину с жесткой критикой проекта по реформе аудита. РСА беспокоит возникающий в связи с реформой конфликт интересов у Банка России, который будет надзорным органом одновременно для финрынков и для их аудиторов. СРО выступает за близкие к действующим количественные критерии обязательности аудита, против особых требований к численности заверяющих отчетность общественно значимых организаций и в своем письме обращает внимание президента на ряд других аспектов. Обращение уже отправлено в адреса состоящих в СРО организаций и аудиторов с просьбой о подписании, - сообщает “КоммерсантЪ”.

Однако эксперты полагают, что обращение СРО РСА к президенту может принести рынку куда больше вреда, чем пользы. Так, по мнению директора коммерческого департамента АКГ «Коллегия налоговых консультантов» Александра Андрианова, проект нужен рынку, а РСА мутит воду: они могут задержать принятие проекта, но не остановить его. По мнению главы Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонида Блинкова, больше всего вреда эта инициатива принесет самому РСА: «Подобные демарши могут испортить отношения с ЦБ и привести к расколу внутри самого СРО, крупнейшие компании вряд ли его подпишут».

Одна из компаний «большой четверки» — KPMG — уже официально сообщила “Ъ”, что не планирует подписывать обращение. В других крупных компаниях, входящих в СРО РСА, инициативу официально не комментируют, хотя и не поддерживают.

Одновременно аудиторские компании «Моор Стивенс» и «АФК-аудит» официально сообщили о решении объединиться под единым брендом «Моор Стивенс Групп». Уже начат процесс интеграции бизнес-процессов и формирования новой единой структуры,.

Минфин России разместил на своем официальном сайте Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год. В информационном письме министерства сообщается, что в нем “обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита, а также приведены: законодательная норма (нормы); вид отчетности, подлежащий обязательному аудиту; субъекты аудиторской деятельности, которые вправе проводить обязательный аудит”. Перечень также дополнился новыми случаями обязательного аудита:

  • туроператоры в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей);
  • фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • ПАО "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (одновременно из списка исключен Фонд содействия развитию жилищного строительства).

В прошлом году случаев обязательного аудита было 69, в этом – 71.

Также министерство опубликовало на своем сайте Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской организаций за 2017 год (приложение к письму Минфина России от 19 января 2018 г. N 07-04-09/2694). Рекомендации подготовлены с учетом обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете. Особо оговорено, что при проведении аудита с 1 января 2018 года не могут применяться федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные правительством РФ, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином, поскольку эти документы утратили силу с 1 января 2018 года.

 

Помимо того, Минфин напомнил аудиторским организациям и аудиторам о необходимости предоставить до 1 марта 2018 г. сведения об аудиторской деятельности по форме № 2-аудит (Письмо Минфина России от 23.01.2018 г. № 07-04-24/3371 «О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма № 2-аудит)».

 

Новости в сфере бухгалтерского учета и налогообложения

 

В Письме Минфина России от 27.12.2017 N 03-12-13/87273 министерство напомнило, что бесплатно получить сведения из реестра дисквалифицированных лиц (лишенных права управлять организациями) можно на сайте ФНС. Но только если вам известна, помимо Ф.И.О., дата рождения гражданина. Если дата неизвестна, то за получение сведений придется заплатить 100 рублей (Постановление Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 "Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").

 

Естественно, легче заплатить 100 рублей, чем штраф: согласно п.2 ст.14.23 КоАП РФ, заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб.

 

Скорректированы расчет по форме 6-НДФЛ и порядок ее заполнения (Приказ ФНС от 17.01.2018 № ММВ-7-11/18@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@". Изменения касаются случаев заполнения формы за реорганизованное юрлицо его правопреемником и вступят в силу начиная с отчетной кампании по итогам 2017 года, но не ранее чем через два месяца после опубликования (дата опубликования - 25.01.2018).

 

ФНС разъяснила, как  заполнять разделы 2.1 форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций (Письмо ФНС от 16.01.2018 № БС-4-21/530@).

Так, строки с кодами 010 - 050 разд. 2.1 налоговой декларации заполняются российскими и иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается среднегодовая стоимость, сумма налога в отношении которых исчисляется в разд. 2 налоговой декларации.

При этом согласно п. 6.2 Порядка при заполнении разд. 2.1 декларации указываются:

- по строке с кодом 010 - кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии);

- по строке с кодом 020 - условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН;

- по строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, - инвентарный номер объекта недвижимого имущества;

- по строке с кодом 050 - остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода.

Таким образом, инвентарный номер указывается в случае отсутствия информации о кадастровом номере объекта или об условном номере объекта.

Отчитаться по налогу на имущество за 2017 год организации должны до 30 марта 2018 г.  

Если после сдачи форм РСВ или 2-НДФЛ работник сменил фамилию, то никаких обновленных расчетов предоставлять не нужно. Аргумент – на дату предоставления форм эти сведения были актуальными (Письмо ФНС России от 29.12.2017 N ГД-4-11/26889@).

ФНС России разработала порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации, а с 16 января 2018 года запустила соответствующий электронный сервис на своем сайте.

 

Заполнять статформу форму П-4 по новым правилам нужно начиная только с отчета за январь 2018 года. При заполнении формы за декабрь действуют старые правила. Так пояснил Росстат в своем Письме от 26.12.2017 N 04-04-4/150-СМИ. Другим письмом, от 22.01.2018 № 04-4-04-4/6-СМИ, ведомство напомнило о том, что список статформ, которые обязана представить компания, можно получить на сайте Росстата – их автоматически создаст сервис “Формирование уведомлений. Для этого, например, юрлицам потребуется ввести в поля формы один из “идентификаторов” компании -  ОКПО, ИНН или ОГРН.

В Письме от 26.12.2017 N 14-3/В-1135 Минтруд напомнил работодателям о том, какие санкции их ждут, если в компании не будет проведена индексация зарплат.

Так, санкций может быть два вида:

  • по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства (предупреждение или штраф для юрлиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб.);
  • или по ст. 5.31 КоАП РФ за невыполнение обязательств по коллективному договору (предупреждение или штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Из мнения Минтруда, приведенного в письме, можно сделать вывод, что даже если индексация предусмотрена коллективным договором, то в случае ее непроведения работодатель также нарушает статьи 22, 136 Трудового кодекса РФ. Следовательно, “непроведение индексации оплаты труда работников организации, повлекшее выплату заработной платы в неполном объеме, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП, а не статьи 5.31 КоАП, так как указанными действиями организация нарушает нормы Кодекса, регулирующие отношения, связанные с индексацией и выплатой заработной платы”. То есть наказание будет максимальное.

Проекты

Минтруд разработал законопроект, согласно которому планируется внести изменения в статьи 212 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации  - в части установления обязанностей по координации мероприятий по охране труда несколькими работодателями, осуществляющими деятельность на одной производственной территории. Так, например, для проверок трудовые инспекторы вправе будут посещать в том числе филиалы, обособленные подразделения, производственные и иные участки, находящиеся за пределами территории организации. Публичное обсуждение проекта закона завершится 5 февраля 2018 г.

Издание «КоммерсаньЪ» сообщило, что Минфин подготовил законопроект, который  устанавливает максимальную сумму пеней на задолженность перед бюджетом. Ожидается, что сумма пеней, которая начислена на недоимку по налогам или страховым взносам, не может превышать сумму основного долга. Соответствующие поправки будут внесены в статью 75 НК. Это ограничение будет действовать как для налоговых долгов организаций и ИП, так и для недоимок физлиц.

По данным ФНС на 1 декабря 2017 года, общий размер задолженности по пеням перед консолидированным бюджетом составлял 252,6 млрд руб., из них 101 млрд руб. налогоплательщики задолжали федеральному бюджету.